Читать стихи, прозу,
слушать песни,
поэта, барда Лидии Оганесян.

Интеактивная книга-игра

Новая интерактивная книга стихов и прозы «Искусство сопричастья» уже в продаже!

Купить в Литлавке Л.Оганесян. Интерактивная книга-игра


Ракушка.



     Как ракушка, закрывши створки, я разделила мир на "тот" и "этот". Тот показался мелким и враждебным, этот - огромным космосом с оговоркой - моим, теплым, отражающимся в перламутре, словно в зеркале. Я окружила себя зеркалами, чтобы расширить пространство по законам перспективы, чтоб одинокий пламень одинокой свечи, отраженный в множестве зеркал, осветил мой мир.


©2012 Все права принадлежат автору.При перепечатке ссылка на на САЙТ обязательна.

Мысли вслух



    Медленным шагом по улицам. Фраз обрывки. Мысли вслух. Словно вязание узлов - один за другим - на бесконечной нити.

   Говорю: "длинную дорогу - длиною в жизнь, в конце - храм". Говорю и вижу храм, дорогу и глаза - изучающие, непонимающие, но уже понявшие и принявшие.

   Снег, дома. Дома, снег. И нет людей, тех, кто мог бы осудить, а может быть понять. Никого. Тишина и снег, и воздух, и свобода, и ...

   - А бывают деревья в десять обхватов?
- А люди?
- Нет, лучше деревья!
... Снег и дерево в три обхвата...

   - Господи, воззвахъ к тебе, услышь мя, Господи! Спаси и помилуй, и пригрешения прости! Господи Великий Всемогущий! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! Аминь.

   Без гармонии нет созвучия. Со стен - лики, вокруг - лики и собственный лик в отраженье от стен, в бликах и игре света и теней, в собственном воображение.

   Закрываешь глаза, видишь: сон или явь, кому ведомо?Но лишь, как стон, восторженно: "Красота!" А потом лишь сверканье и звуки.

   Зачем человеку вера? А просто, чтобы хотелось жить, чтобы однажды, упав, захотелось встать, встать и пойти навстречу кому-то. И еще: чтобы однажды не задать себе вопроса:"А кому я нужен?"- вопроса отчаяния и неверия.

   Кто в детстве не верил в сказку? В юности - в любовь? В старости в то, что за последней чертой есть ещё что-то? Значит, это необходимо. Значит, многолико и многогранно одно слово "вера", но за этим одним - тысячи, миллионы (не слов!) смыслов.

   - Вот и все. Это конец.
- Нет, это начало,- вслух. А про себя, - завидую, что для кого-то начало. - И снова вслух. - Хочу дорогу...
 

©2012 Все права принадлежат автору.При перепечатке ссылка на на САЙТ обязательна.

 

Готовятся к публикации.

 

На этом сайте вы можете без СМС, он - лайн, без ожидания и рекламы действительно

бесплатно читать прозу - эссе.

Нотр Дам.



   Я приехала в Париж, где не была прежде. Из аэропорта – такси – и в самое сердце Парижа. Смешанные чувства. А за ними узнавание того, чего никогда не видела. Да, я , книжная душа, знала Париж из романов Золя, Дюма, Гюго, Хэмингуэя и многих, кто жил или был здесь, но неизменно любил.
Я остановилась в отеле напротив Лувра. Это был коварный план: проснуться рано, перейти площадь – и в Лувр. Но в день приезда я бросила вещи и пошла в одиночку бродить по городу. Безумно люблю это первое ощущение нового места – воздух другой! Французского я не знаю, что вовсе не помешало мне получать удовольствие от прогулки.
В первый день меня вел Хэмингуэй по своему городу-празднику. И, несмотря на пасмурную погоду и моросящий дождь, праздник состоялся! На следующий день я , следуя коварному плану, в девять уже была в Лувре. Сколько раз я обошла его, не знаю, но всё казалось мало и хотелось ещё и ещё возвращаться и любоваться бесценными шедеврами.
Ноги отказывались ходить, но я уговаривала их терпеть. Ведь Париж – праздник! В шесть часов покинув Лувр, я вышла на набережную Сены. В отель не хотелось, но и сил передвигаться уже не было. Я стала осматривать окрестности и, повернувшись влево, увидела колокольни и шпиль Нотр Дама. Я не спутала бы его ни с чем. И был он совсем близко. И манил к себе. И до моста на остров Сите было рукой подать. У меня вдруг появились силы и открылось второе дыхание. Я пошла на встречу с Собором Парижской Богоматери.
Когда я подошла к храму, солнце опустилось уже довольно низко. Но всё ещё окрашивало его стены. И они не казались мрачными. Весь собор преобразился и словно помолодел. И я шагнула внутрь.
Когда я вспоминаю первое впечатление, то приходит на память физическое ощущение своей ничтожности. Лес могучих колонн. Куда-то в небо уходящий свод. Такие сооружения призваны усмирять гордыню человека. Но сделаны-то они людьми! И только солнца последние лучи, протянутые сквозь витражную розу окна, дарили животворящий свет, и мрачные колонны казались дружелюбными и весёлыми. Я положила руку на камень колонны и почувствовала биение сердца Нотр Дама. Быть может, это мне только показалось, но сердца наши забились в унисон. Так родилась любовь. Потом я до позднего вечера сидела в маленьком ресторанчике с видом на собор и наблюдала за метаморфозами, происходящими с ним. Угасли последние лучи, и он превратился в крепость. Загорелись фонари, и их мягкий свет придал его фасаду загадочность и легкость. Эти наблюдения вызвали в памяти множество историй, некогда прочитанных. По слухам, архитекторы работали в тесном контакте с древними алхимиками, и где-то закодирован секрет философского камня. Может быть, в этом и причины загадосности? А легенда о создании колоколов, когда парижанки бросали в бронзу свои золотые и серебряные украшения! И потому голос колокола так неповторим! Причудливые двери собора, выкованные кузнецом Берсконе, продавшем душу дьяволу, но сотворившим шедевр, удивляющий и по сей день. Вспомнились и многочисленные церемонии, проходившие в соборе: бракосочетания Марии Стюарт, Людовика XiY, Наполеона III, коронация Наполеона Бонапарта, крещение его сына неверном свете фонарей казалось, что видишь его, глядящего вниз с колокольни. Вот какие видения посетили меня тогда.
В последующие дни я вновь и вновь возвращалась в нему. И каждый раз находила новые черты, не примеченные прежде. И орган звучал по-новому. И изящный шпиль пытался дотянуться до неба, словно воздетая рука молящегося. И витражи отражали солнечный свет всем многоцветьем хрупкого стекла.
А уехав домой, я увезла его образ в памяти своей и в сердце.
И теперь это моя трагедия. Будто близкий человек ранен. Врачи обещают спасти. А ты веришь и не веришь. Но я верю! Ведь не исчезли творения великий мастеров! Ведь был собор спасен от разрушения великим Гюго, который сделал его главным персонажем своего романа «Собор Парижской Богоматери». Почему же он должен погибнуть теперь? Хотя в то время, когда взвивались над Нотр Дамом языки всепожирающего пламени, казалось, что всё пропало. И когда шпиль, как в замедленном кино, подламывался и падал, рассыпая искры огня. И когда жители Парижа, застывшие на коленях, пели молитвы. И когда казалось, что струйки воды ни в какую не справятся с адским пламенем. Да и выглядели они так, будто дети стреляли из водяных пистолетов. Но всё оказалось не напрасно!
И молитвы, и единение парижан, и усилия пожарных, и волнение миллионов людей, наблюдавших за спасением из разных уголков мира. Нотр Дам не сдался! Он хотел быть, жить, любить и быть любимым! И , может быть, он станет символом единения разумных людей, невзирая на их принадлежность к разным религиям, национальностям, убеждениям. Счастливы будут те, кто доживет и увидит такое время! И оно обязательно наступит. И Нотр Дам доживет и увидит его. Я знаю.

 

©2018 Все права принадлежат автору.При перепечатке ссылка на на САЙТ обязательна.

Ракушка.



     Как ракушка, закрывши створки, я разделила мир на "тот" и "этот". Тот показался мелким и враждебным, этот - огромным космосом с оговоркой - моим, теплым, отражающимся в перламутре, словно в зеркале. Я окружила себя зеркалами, чтобы расширить пространство по законам перспективы, чтоб одинокий пламень одинокой свечи, отраженный в множестве зеркал, осветил мой мир.

 

 

©2012 Все права принадлежат автору.При перепечатке ссылка на на САЙТ обязательна.

Мысли вслух



      Медленным шагом по улицам. Фраз обрывки. Мысли вслух. Словно вязание узлов - один за другим - на бесконечной нити.

     Говорю: "длинную дорогу - длиною в жизнь, в конце - храм". Говорю и вижу храм, дорогу и глаза - изучающие, непонимающие, но уже понявшие и принявшие.

     Снег, дома. Дома, снег. И нет людей, тех, кто мог бы осудить, а может быть понять. Никого. Тишина и снег, и воздух, и свобода, и ...

     - А бывают деревья в десять обхватов?
- А люди?
- Нет, лучше деревья!
... Снег и дерево в три обхвата...

     - Господи, воззвахъ к тебе, услышь мя, Господи! Спаси и помилуй, и пригрешения прости! Господи Великий Всемогущий! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! Аминь.

     Без гармонии нет созвучия. Со стен - лики, вокруг - лики и собственный лик в отраженье от стен, в бликах и игре света и теней, в собственном воображение.

     Закрываешь глаза, видишь: сон или явь, кому ведомо?Но лишь, как стон, восторженно: "Красота!" А потом лишь сверканье и звуки.

     Зачем человеку вера? А просто, чтобы хотелось жить, чтобы однажды, упав, захотелось встать, встать и пойти навстречу кому-то. И еще: чтобы однажды не задать себе вопроса:"А кому я нужен?"- вопроса отчаяния и неверия.

     Кто в детстве не верил в сказку? В юности - в любовь? В старости в то, что за последней чертой есть ещё что-то? Значит, это необходимо. Значит, многолико и многогранно одно слово "вера", но за этим одним - тысячи, миллионы (не слов!) смыслов.

     - Вот и все. Это конец.
- Нет, это начало,- вслух. А про себя, - завидую, что для кого-то начало. - И снова вслух. - Хочу дорогу...

 

©2018 Все права принадлежат автору.При перепечатке ссылка на на САЙТ обязательна.

Надеемся, что вы без СМС, он - лайн, без ожидания и рекламы действительно смогли

бесплатно читать прозу - эссе.

Для раскрытия произведения кликните (нажмите) на название. Скачать бесплатно, он - лайн, без СМС и ожидания можно ЗДЕСЬ. Для вашего удобства все материалы расположены в алфавитном порядке. Приятного вам времяпрепровождения!

 

На этой странице Вы можете

Читать рецензии филолога Л.Оганесян

Здесь помещены рецензии и отзывы, написанные мной в разные годы и посвященные выходу поэтических сборников знакомых мне поэтов. Написаны они в ответ на личные просьбы авторов, которым было интересно мое мнение. И , конечно, с данными работами они знакомы.

 


Вступительная статья в книге стихов А.Базовского "Исторические миниатюры"

«В разноцветной лабиринте веков мешанина слов, имен и событий». Это только на первый взгляд так. Да, в балладах Андрея Базовского мы перемещаемся из страны в страну, из эпохи в эпоху. И эпохи оживают. Мы слышим «скрип мачт и звон клинков, и рокот океана», «повозок скрип и окрик пастухов». Мы бродим по руинам мертвых цивилизаций, ища следы прошедших событий. Но «есть время городам, как людям, умирать, не оставляя памяти в веках». Что же остается нам? Только одно – силою воображения заставить ожить людей, чьи имена сохранила история, наделив их чертами героев или скитальцев, завоевателей или спасителей и строителей империй ли, городов ли?
Что ищем мы в истории? На какие вопросы пытаемся ответить?
Исторические миниатюры Андрея Базовского – это попытка поиска в истории смыслов. Но ведь история только на первый взгляд ушедшие эпохи. Подчас исторические сюжеты становятся реальностью в нашей жизни. И «страна невыученных уроков» оказывается причиной наших сегодняшних бед. Перефразируя строки Андрея Базовского: творятся в мире скверные дела, а значит, на земле не все в порядке.
А в одном из стихотворений автор пишет: «Победить эпоху – значит понять». Именно это делает он, создавая свои исторические миниатюры. И в них, действительно, «стирается грань между мифом и былью, как стирается грань между греком и скифом».
А еще лейтмотивом здесь, в балладах поэта, проходит Небо. Оно так или иначе присутствует в каждом стихотворении. «Облака, словно пена Вселенной, гладят небо, стекая за грань горизонта». Небо подсказывает, защищает, карает, направляет. Становится нитью Ариадны в лабиринте хитросплетений исторических судеб. Оно торжественно и вечно. Оно дает силы или отнимает власть. Разрушает и созидает. И движет колесо истории вперед, чтобы мы, вглядываясь в камни столетий, разыскивали ее следы. И вдруг замечали, как «лишь ящерки, в камнях резвясь, блеснут порой тысячелетней мудростью в глазах»…

©2019Все права принадлежат автору.При перепечатке ссылка на PoetLidiaOganesyan.ru обязательна

Передо мной сборник стихотворений «Равновесие горизонта» Александра Вайнштейна, поэта, безусловно, талантливого. Читаю в восхищении и недоумении одновременно. Форма идеальна, рифмы отточены, музыка стиха, ритмы – все завораживает. Но ищу. Ищу и не нахожу того капкана для Души, который ведь должен где-то быть. Ведь Поэзия! Нахожу другие – для ума. Интеллектуальная поэзия – быть может, так можно ее охарактеризовать? Или просто – умозрительность.
Стихи, подобные кристаллам, а не стихиям. Одно из них – «Слепец встает иерихонский»... Какое сияние граний, какая идеальная отточенность! Но преломление работает само на себя. Каждая грань – природная цельность. А что внутри кристалла? Самое главное, чуть заметное, затмеваемое блеском и сверканием граней, - Душа поэта.
Читаю одно за другим, недоуменно ища Человека, Поэта, сегодня единожды виденного и единожды слышанного, но еще незнакомого и непонятого. Ищу... И не нахожу.
Поэт намеренно уходит от себя. Поражает почти полное отсутствие личного местоимения «я». Есть «ты, он, она, мы», но «я»! Думаю, это сознательный шаг, но такой досадный для меня, читателя. Даже изредка звучащее «я» не означает истинного «я» поэта.
Но есть и другие, такие редкие: «Душа подбитого орла», «Горизонт неподвижен», «Сны», «Счастливый год». И когда его орлинность воспаряет над линией горизонта, тогда и наступает равновесие.

©2012 Все права принадлежат автору.При перепечатке ссылка на PoetLidiaOganesyan.ru обязательна

Есть люди, которым никогда не бывает скучно, поскольку в жизни они находят интересным буквально все. Книга именно такого человека - Игоря Киреева - находится перед вами. Вслед за недавно вышедшей монографией "Генеалогические очерки", в которой исследуется вероятность родственных связей между однофамильцами, мы имеем возможность познакомиться еще с одной - "Ветер перемен" . Это поэтический сборник, в котором собраны стихотворения разных лет. Разнообразие поэтических жанров и стилей, тем и вариаций рисует нам весьма интересный образ лирического героя. Взгляните, как легко передвигается автор в пространстве и во времени, как жив для него материал далеких эпох, как необременительно нахождение как в русском тереме, так и на поле сечи, как в Орде, так и в среде трубадуров и крестоносцев. Первая часть сборника полностью посвящена разработке исторических тем. Здесь множество баллад и былин о подвигах прошлого. Здесь попытка осознания самого этого прошлого, без которого, как известно, не может быть ни настоящего, ни будущего.
Оставшуюся часть книги автор посвятил размышлению о самом главном - Поэзии, жизни, смерти и любви.
Ну что? Не можешь, значит, без любви?
Тогда пиши и болью изливайся... -
В этих строках, на мой взгляд, содержится самый смысл Поэзии, потому что все в ней любовь и боль. И самые лучший строки - союз этих двух неразлучных спутников.
В лирических стихах перед нами предстает другой Игорь Киреев. Здесь он может позволить себе и слабость, и печаль, и чувство утраты, и бесконечное упоение. Здесь он уже не объективный потомок, глядящий на все с высоты прошедших эпох, а любящий и страдающий певец любви, ищущий ее, молящий о ней и боготворящий только ее, поскольку
Вот так и чувства, наподобье птиц,
Рождаются, не ведая границ!
Так кто же он - поэт Игорь Киреев? Есть строки, которые навевают ассоциации с эпохой футуризма в русской поэзии. Взгляните на эти строки, в которых сочетается футуристический размах и все тот жн футуристический вызов:
Сколько красок у заката!
У меня - своя палитра.
Облаков ловлю заплатки
Я на холст, к доске прибитый
........................
Обручу Любовь со смертью,
На холсте - я Бог и Дьявол!
И умчусь в своей карете,
Захватив фату и саван.
И это неудивительно. Ведь все мы родом из Серебряного века. Он нас взрастил, когда мы читали стихи еще не изданных поэтов, которые ходили по рукам в слепых копиях, все мы учились у них - мечтать, страдать, писать!
Я всегда считала, что истинная поэзия, как, впрочем, и истинная литература, держится на трех китах - Библии, мифологии и фольклоре. Игорь Киреев - поэт с корнями. Им освоен весь этот материал. Он комфортно чувствует себя как в библейские эпохи, так и во времена Бояна. Над ним кружатся Музы и боги мифологических эпох. В его стихах соседствуют страх и отвага, нежность и жестокость, жизнь и смерть, возвышенное и низменное .


Люблю черное и белое....
Хорошее и плохое...
Части люблю от целого,
Если целое слишком большое...
Люблю я разные грани,
Разные грани призмы...
Я все это вижу в стакане...
В граненом стакане жизни...
Да и сам он такой, разносторонний и увлекающийся, не чувствующий себя скучающим в этой жизни.
Так кто же он, Игорь Киреев?.

©2012 Все права принадлежат автору.При перепечатке ссылка на PoetLidiaOganesyan.ru обязательна

Новый поэтический сборник Александра Вайнштейна "Комментарий" не станет неожиданностью для читающей поэзию публики. Его "Остров Апокалипсиса" и "Равновесие горизонта" обратили на себя внимание. Предлагаемые нам стихи - продолжение тем и их новое осмысление. Поэтическое творчество А.Вайнштейна неизменно несет на себе печать "интеллектуальной поэзии", поэзии ума, некоего "рацио" в восприятии мира. Поэт помещает нас в пространство - "то, что внутри", которое невозможно раздвинуть простым откликом. Он лишь изредка задевает те струны, которые эхом отзываются в душе, сердце. Помещая читателя в жесткие рамки пространства, автор заставляет скорее упорно работать, чем сопереживать. Длинные метафорические ряды, крайне насыщенные образами и ассоциациями. Его поэзия не является легким чтивом. Это крючок для интеллекта. Скорее задача, чем ее решение.
"Для тех , кто в последние полгода не перечитывал "Одиссею" Гомера, напоминаю..."- так обычно начинает свой античный цикл стихотворений поэт Виталий Калашников.
Такое вступление было бы очень уместно ко многим стихотворениям А.Вайнштейна. Конечно, к сожалению, но факт остается фактом, наш читатель, даже весьма искушенный в литературе, с большим напряжением устанавливает ассоциативные связи библейских, античных и других исторических имен разных эпох, одновременно встречающихся в стихотворениях.
По-видимому, образность, созданная А.Вайнштейном, доступна немногим, а его поэзия элитарна.
Наиболее удачными, на наш взгляд, являются стихотворения, лаконичные по форме. Как правило, это лирические стихотворения, когда вдруг "чувство вечности, как птица, расправит тонкие крыла"! К сожалению, таких стихотворений в сборнике немного. И даже в этой, столь малой части, нам представляется человек - живой, чувствующий, хотя и отрешенный и одинокий, "как ветер". И в этом вдруг - откровение! Нет, это не попытка заглянуть за тонкий занавес стихотворения - в жизнь, в душу. Это просто необходимость созвучия. Это возможность сопереживания. Ключ к пониманию в конце концов! И возможность общения с книгой как с живым человеком. Ведь стихи - это разговор душ. Надо отметить, что , кроме работы в области стихотворной формы, Александр Вайнштейн представляет на наш суд также и , так называемые, визуальные стихи: "Африка", "Снег". Они совсем не безынтересны, но страдают, на наш взгляд, тем же недугом - перенасыщенностью ассоциаций, когда за множеством красивых, а иногда и непривычных для глаза и уха слов теряется главное.
Конечно, подобная геометрическая форма стиха не облегчает задачи автора. Также обращает на себя внимание некоторая вольность в обращении с языком, когда прекрасный русский литературный язык "разбавляется" жаргонизмами, неологизмами или иноязычными словами. Это удивляет настолько же, насколько восхищает владение языком и формой в стихотворениях: "Б.Пастернаку", "Небеса подарили бессмертье", "Ты не знаешь, когда..." и других.
Да, наиболее удачные, с нашей точки зрения, стихотворения крылаты. Каждое из них устремлено в небо ( в буквальном смысле!). Каждое достигает эмоциональной кульминации на самой чистой , сердечной ноте. Конечно, замечания, высказанные в адрес автора, вовсе не означают отрицательной оценки его сборника. А.Вайнштейн, безусловно, явление в современной поэзии, явление достаточно молодое, претерпевающее многие изменения в процессе своей эволюции. Стихотворения его скорее не читаются, а поются, враскачку, почти как молитва. Это поэзия для глаз. Перетекающая строки, синтаксис, метафорические ряды делают ее чрезвычайно насыщенной. После второго и третьего прочтения она становится почти родной.
Желаю этой книге и ее автору удачи и читательского признания.

©2012 Все права принадлежат автору.При перепечатке ссылка на PoetLidiaOganesyan.ru обязательна



На этом сайте вы можете без СМС, он - лайн, без ожидания и рекламы действительно

Читать рецензии филолога Л.Оганесян

 Для вашего удобства произведения расположены по жанрам. Чтобы материалы выглядели компактно, они "сложены в гармошку". Для раскрытия текста кликните (нажмите) на название. Для вашего удобства все материалы расположены в алфавитном порядке. Приятного вам времяпрепровождения!